«Возрождение. Золотой век»
Межрегиональное Общественное Движение
за развитие образования и культуры
Русское общественное движение
Официальный сайт
В единстве сила возрождения!



Масленица или комоедица

22.02.2015Масленица или комоедица

Что мы празднуем на Масленицу?

В этом году с 16 по 22 февраля по всей России с размахом отмечается праздник Масленицы. В течение целой недели по городам и весям проходят театрализованные представления, организовываются специальные «масленичные турниры», устраиваются хороводы с народными песнями на фоне выставок декоративно-прикладных искусств. И всё это в импровизированных «масленичных городках», где столы ломятся от всевозможных лакомств и огромных самоваров с горячим чаем. Главным лакомством в эти дни являются, конечно же блины – с маслом, вареньем, сметаной, икрой. На любой вкус…

Последние 300 с лишним лет (с «легкой руки» патриарха Никона) церковь усиленно борется с «чисто светской» традицией празднования Масленицы, которая буквально пронизана присущей русским людям радостью и ощущением праздника, длящимся на протяжении недели.

Приватизировав один из самых любимых народных обрядов под именем Сырной (или мясопустной) недели, церковь безуспешно пытается привить «чисто церковную» традицию проводить Сырную неделю в молитве и покаянии перед началом одного из основных христианских постов. Вот что по этому поводу пишет один из христианских священников Павел Гумеров:

«Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием». (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/44978.htm)

Ну, новое христианское содержание нас мало интересует. Праздновать святые «даты»: «усекновения голов», «положения во гроб», «воздвижение орудия казни – креста» и пр. – на Руси было не принято.

А вот с «языческим смыслом» этого обычая – нам, русам, - стóит разобраться поподробнее, поскольку наше дело и наше право, заповеданное нам нашими предками, - быть людьми разумными и праздновать Свет и Жизнь!

Начнём с того, что «воцерковление народных обычаев» совершено было Никоном с огромной хитростью и подлостью. Никон не просто привязал праздники славян к лунному культу, он спровоцировал последовавшие за этим сдвиги праздников в календаре. В случае с Масленицей, например, – очень существенные. Усложнив нам задачу восстановления истины. Уничтожение культуры, наследия, великого прошлого наших предков руками таких деятелей, как патриарх Никон, было нацелено на уничтожение духа русского народа! Отчасти им это удалось. Да, нам, русам, приходится по частям, буквально по крупицам, вспоминать, кто мы такие. Но наш долг перед нашими предками – собрать эти крупицы и воссоздать своё Великое прошлое.

Одна из таких крупиц – это Масленица, или Комоедица, которая была подготовкой к празднованию Нового года! Не искусственно назначенного высочайшим повелением, а естественного, природного, который начинается со дня Весеннего равноденствия (в этом году он, кстати, приходится на 20 марта) – уникального явления природы и начала астрономической весны. Праздник символизировал полную победу весны над зимними стужами. Ярило-Солнце вступало в свои права: начинался новый годовой цикл.

Этот праздничный обряд имел и функциональное значение. Он был необходим, чтобы взбодрить и укрепить силы людей после долгой и холодной, а часто и полуголодной, зимы весельем и обильной едой перед началом напряжённых земледельческих работ, которые продолжались всё тёплое время года. Торжественный праздник встречи весны длился 2 недели – за неделю до дня весеннего равноденствия и неделю после него. И сразу за ним начинался тяжёлый интенсивный труд от восхода до заката, чтобы обеспечить себе пропитание на следующую долгую зиму, поправить или построить жильё, запастись топливом и т.д. – в общем, «приготовить сани летом».

Помимо главного смысла священного праздника – встречи весны и перехода к земледельческим работам – в этот день почитался славянский Медвежий бог: хозяину леса приносились в жертву первые выпекаемые праздничные блины, которые торжественно относили в лес. Отсюда русская пословица «Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвёртый – мне». Комам (кому?), а не комом (чем?), как нас приучили говорить, то есть священным животным – медведям. Отсюда и название праздника – Комоедица.

Дело в том, что наши предки хозяина леса (или тайги) называли по-разному: медведь (потому что ведает, где мёд), бер – отсюда берлога (логово бера) и ком (очевидно потому, что шерсть после зимовки у медведей комом стоит, хотя, возможно, что связано это название с традиционным русским понятием кум). Отсюда «команика», ягоды кома – малина, которую называли медвежьей ягодой за пристрастие медведей лакомиться малиной. Кроме того, малиновый сок очень часто в народе называли – медвежьей кровью.

Так что наши мудрые древние предки встречали весну в гораздо более подходящий для этого день, подсказанный самой природой. Ведь наши предки имели Ведическое мировоззрение, то есть целостное мироведание, потому и знали о законах мироздания неизмеримо больше нас, и, как следствие, их праздники имели больше смысла и связи с природой. Их главными праздниками были четыре астрономически важных дня – четыре праздника, ориентированных на естественный Солнечный цикл.

Наши предки почитали Солнце. Культ Солнца – культ Жизни. Их календарь основывался на солнечном календаре, который за последнюю тысячу лет, руками другого нашего «благодетеля» - Петра I, был вытеснен лунным культом, навязанным русам, чтобы держать нашу генетическую память в одурманенном состоянии, чтобы продолжали русы оставаться «Иванами, родства не помнящими».

Вот именно поэтому ведический праздник Комоедицы, отмечавшийся в день весеннего равноденствия, и был заменён на Масленицу с плавающим «графиком», привязанным к христианской Пасхе (к лунному календарю). Именно поэтому ведический праздник Купалы на летнее солнцестояние заменили на «Ивана Купалу», приурочив его ко дню рождения библейского Иоанна Крестителя (24 июня), праздник дня осеннего равноденствия Солнца-Световита подменён на Рождество Пресвятой Богородицы, а зимнее равноденствие Солнца-Коляды превратилось в «Рождество Христово».

Но мы – русские люди. Мы – русы. И мы должны знать и чтить свои праздники, и праздновать их так, как праздновали их наши предки, и в то время, как требует НАШ обычай.