1 сентября 2012 года на совещании по модернизации образования президент России предложил разработать и принять до конца 2012 года новые стандарты преподавания для учителей. «Конечно, нужно внедрять стандарты профессиональности. Надеюсь, что до конца текущего года правительство и Министерство образования вместе с регионами и профессиональным сообществом отработают все детали, и соответствующие профессиональные стандарты в этой сфере будут приняты. Я соответствующее постановление сегодня подписал» – приводит слова Путина «РИА Новости».
Возникает вопрос, а почему наше правительство вдруг так озаботила реформа педагогического образования? И это на тот момент, когда уже «перестройка» средней и высшей школы практически завершена, последним этапом которой будет принятие в октябре закона об образовании. Почему вопрос о реформе не возник раньше? Ведь логично предположить, что реформу самого образования, назревшую в связи с появлением новых фундаментальных знаний и новых открытий в различных областях науки, начинать надо с основы основ – самого учителя. Причём, не отбрасывая той методологии взращивания учителя, которая была заложена ранее (в старой советской школе, педагогике), а переняв необходимый драгоценный опыт, наложить на современные требования к учителю. При этом будет происходить без(с)конфликтное сосуществование как и старого поколения педагогов, так и нового, и что важно, старшее поколение педагогов, являясь наставниками молодым специалистам, будет также востребовано, как и молодое. Произойдёт плавное замещение старшего поколения учителей молодыми, уже с современными знаниями, но отнюдь не хуже подготовленными в области педагогического образования. Да! Это всё согласно той логике, когда мы хотим видеть будущее общество, где учитель является одним из кирпичиков фундамента, закладывающего базу для появления из подрастающего поколения гармонично развивающихся личностей, мыслящих творчески.
Что же мы видим сейчас?! Началом реформы образования послужило введение ЕГЭ. Оказавшее деструктивное воздействие на процесс обучения школьника. Фактически будущим выпускникам школы последние годы обучения пришлось заниматься не саморазвитием, творчески изучая школьные предметы, а пытаться просто заучить демо-тесты по ЕГЭ, о неполноценности которых уже «прошёлся» не один сатирик. Бальная система показывает только то, насколько ты успешно вызубрил тест, насколько толст твой кошелёк или то, насколько ты умеешь списывать, пользуясь различными подсобными средствами (шпаргалки, радиоэлектронная аппаратура и др.), а не то, какими ты знаниями обладаешь. И, как следствие, в ВУЗы стали поступать 100-бальники, имеющие знания, мягко говоря, недостаточные для обучения в высшем учебном заведении. А это ведь будущие педагоги, которые будут учить наших детей!
На фоне таких мрачных перспектив развития будущей педагогики, как-то странно звучит высказывание министра Минобрнауки РФ Д. Ливанова: «Нам нужно думать над тем, как сделать, чтобы в школу приходило больше молодых педагогов, чтобы они были хорошо подготовленными, потому что, к сожалению, сегодня наша система педобразования, как мне кажется, не работает на том уровне, который мы от неё ждём». Вот здесь министр образования, скажем так, немного лукавит, система педобразования осталась та же, подготовка учителей не изменилась, и знания им закладываются те же, что и раньше. Вот только школьники, будущие студенты приходят уже со знаниями, отформатированными под ЕГЭ, т.е. нулевыми. За таких молодых педагогов ратует министр образования? Какие знания они понесут будущему подрастающему поколению? (Может поэтому звучит странная оговорка «как мне кажется», хотя в устах министра образования не должны звучать такие неопределённые понятия. Это только на первый взгляд министр образования этой фразой, как ни парадоксально, даёт чётко понять, что прекрасно осведомлён о состоянии педобразования, и какие цели преследуются, при такой системе образования.) Если министр образования считает таких молодых специалистов с таким багажом знаний «хорошо подготовленными», то логично было бы опереться на старых педагогов. Но как мы видим, в пожеланиях министра образования нет ни малейшего упоминания о старшем поколении учителей. Закономерный вопрос – почему? Да просто они с их знаниями не вписываются в концепцию реформы образования, в Концепцию разрушения и уничтожения системы образования. Поэтому министерство образования создало такие условия работы (заполнение огромного количества ненужных отчётов, ведением интернет страниц и т. п.), при которых большинство учителей вынуждено или переходить в частные школы, или просто увольняться, а для тех кто «не понимает», была введена аттестация на подтверждение квалификации, которую необходимо пройти всем учителям до 2015 года. Само подтверждение происходит в виде теста – ЕГЭ только для учителей, в котором немалую часть занимают тесты по владению компьютером, конечно, владеть компьютером без(с)спорно надо, но как на одном из форумов пишет педагог: «надо набрать определённое количество баллов, занимаясь не особо нужными для действующего педагога вещами – презентация 5 уроков в Пауэр Поинте (притом, что подавляющие большинство сотрудников образования, включая т.н. «экспертов», сами едва представляют, как надо делать серьёзные презентации. Необходимо также пройти курсы или сдать экзамен на владение компьютером (такое впечатление, что владение компьютером волнует власть больше, чем реальные академические знания)». При таком подходе тестирования смыл самого понятия – как педагог, учитель, просто теряется. Уже не нужны ни фундаментальные знания, заложенные в институте, ни тот без(с)ценный опыт, приобретённый за десятки лет работы в школе. А ведь мастерство педагога оценивается не сиюминутно, а только спустя почти поколение, когда страна начинает прирастать талантами в науке, экономике и в других сферах. Теми вчерашними учениками, которым дали путёвку в жизнь не менее талантливые педагоги. И всё это, лёгким росчерком пера минобразования, заменяется на какую-то бумажку – тест, оценивающий работу педагога?! И получается, что все нововведения направлены лишь на то, чтобы отсеять, выбросить из педсостава, как можно больше учителей со стажем и заполнить эти места слабо образованным и легко управляемым молодым поколением педагогов, педагогов не по сути, а по названию в красивой корочке, которая совсем не является гарантом полученных знаний.
Конечно, все вышеуказанные проблемы можно было бы по наивности отнести к тяжести реформ, неразберихе при смене руководства и т.д., но на официальном сайте министерства образования в ответе одного из чиновников мы видим однозначное подтверждение наших выводов: «Вопрос о модернизации педобразования и вписывании его в стандарт – это самый больной и тяжёлый вопрос во всей нашей разработке. Для решения этой проблемы было дано поручение ряду педвузов и Академии повышения квалификации работников образования – разработать концепцию. Я прочитал в ней только первую строчку, которая гласила: «педобразование является системообразующим стержнем для всей системы образования России». Но кадры педобразования – это ресурс системы образования, а не стержень. Существующая система педобразования была создана в конце 20-х – начале 30-х гг. под конкретную задачу, которая и была выполнена. Сегодня задачи другие. В рамках разработки мы готовим «идеальный портрет современного учителя». Одним из самых серьёзных посылов и, на мой взгляд, главным в устах чиновника прозвучал вопрос о так называемом стержне, о системе образования. Как было сказано: «Существующая система педобразования была создана в конце 20-х – начале 30-х гг. под конкретную задачу, которая и была выполнена». Многие могут подумать, что чиновник не знает о непрерывном изменении педагогических методов и подходов в обучении, что научная мысль в области педагогики все эти годы не стояла на месте и развивалась в зависимости от внешних условий. Но это только на первый взгляд, в этой фразе чётко прослеживается именно то, что было заложено, то, что было фундаментом для дальнейшего развития педобразования на сегодняшний день, стало не актуально и должно быть уничтожено за ненадобностью. Так что же было заложено в 20-30 годах, и что так хотят уничтожить «наши» чиновники.
Проведём небольшой экскурс в историю. В 20-е годы прошлого столетия создаётся ряд научных центров по проблеме изучения педагогических кадров и специфики учебной профессии. При Центральном Педологическом институте работает комиссия, при Институте повышения квалификации педагогов – кабинеты по изучению труда учителя. При ЦК профсоюзе работников искусств и в ленинградском институте (Бехтеревском) работают лаборатории и студии по обучению педагогическому мастерству. Там осуществляется профессиографический анализ педагогического труда. На основе данных исследований были выдвинуты и обоснованы требования к идеальному типу учителя (Левитов Н.Д., Прозоров Г.С., Кустов Р.В.):
• определение предрасположенности к педагогической деятельности (задатки);
• умение понимать запросы детей и сообразовывать профессиональные силы педагога с их потребностями;
• известная мягкость в подходе к детям, ровное и спокойное обращение с ними;
• настойчивость и твёрдость в требованиях, уверенность в своих силах, бодрый и жизнерадостный тон педагога;
• умение возбудить и удовлетворить интерес детей к работе, труду.
В глазах школьников:
• знание предмета, умение преподавать;
• умение устанавливать хорошие взаимоотношения, справедливость;
• умение создавать и поддерживать дисциплину, умение привлекать внешним видом.
По исследованиям:
• обладать многосторонними интересами, любить детей, находить путь к детям и коллективу.
В 20-е годы были разработаны научно обоснованные программы педагога (перечень тех качеств, которые необходимы учителю для нормальной педагогической работы в определённых, конкретных условиях). В программах в 20-е годы центральное место занимает социальная пригодность (мировоззрение, ценности, идеалы, социальная и общественная активность). Педагогическая мысль начала 20 столетия заложила мощный фундамент системы образования, направленный, прежде всего на развитие у детей творческого мышления, жажды получения новых знаний и саморазвития. А о том, насколько передовым было педагогическое образование в СССР (самое лучшее в мире), говорят такие факты: Великую Отечественную войну, по крылатому выражению А.А. Зиновьева, выиграл «советский десятиклассник»; прорыв советского народа в Космос, полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли 12 апреля 1961 года обеспечила советская средняя школа и стоящее за ней высшее педагогическое образование, подготовившее первоклассных учителей.
Если кратко, цель педагога – способствовать гармоничному развитию ребёнка, способного к саморазвитию и к творчеству. То есть воспитание человека-творца. На сегодняшний день, по словам чиновника, такая цель отпала. А что взамен, чиновник скромно умолчал, но вот уже бывший министр образования Фурсенко высказался на этот счёт чётко и ясно: на смену воспитания человека-творца приходит задача воспитания малообразованного человека-потребителя. Результатом проведённых реформ должно являться общество послушных кукол-марионеток, легко внушаемых и легко управляемых. Вот поэтому и нужно, по мнению чиновника, реформировать педобразование – для создания «нового идеального современного учителя», который легко мог бы «штамповать» новые винтики и гаечки для общества потребителей, сам являясь таким же глупым и легко управляемым винтиком. Вспоминая знаменитую фразу канцлера Германии О. Бисмарка: «Все войны выигрывает или проигрывает школьный учитель», становится предельно ясно, какую участь приготовили нам реформаторы.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к печальному выводу: очередная планируемая разрушительная реформа в сфере образования, а именно фактическое уничтожение старой системы подготовки учителей, является одним из звеньев цепи по дальнейшему преобразованию нашего общества в общество малограмотных людей, людей потребителей. Общество, которым можно будет легко манипулировать.