«Возрождение. Золотой век»
Межрегиональное Общественное Движение
за развитие образования и культуры
Русское общественное движение
Официальный сайт
В единстве сила возрождения!



Опубликована статья «О несостоятельности современной педагогики...»

Главная/Деятельность Движения/Статьи/Образование/О несостоятельности современной педагогики в сохранении здоровья детей
06.02.2013О несостоятельности современной педагогики в сохранении здоровья детей

Мы все давно уже привыкли к тому, что в течение жизни наше здоровье постепенно и неуклонно исчезает. С возрастом всё больше и сложнее появляются или проявляются болезни. Но каждая болезнь имеет своё начало и причины. И если здоровье начинает портиться уже с детства, то и причины, и начало болезней стоит искать именно там.

Стоит сразу пояснить, что речь пойдёт не о здоровье вообще, а о несостоятельности современной организации учебного процесса в классе и в целом педагогики в сохранении здоровья детей в процессе образования.

Итак, начать нужно со статистики. Характерной чертой раннего детского возраста является интенсивное развитие функций мозга, речи, движений, совершенствование деятельности важнейших жизнеобеспечивающих систем и органов (сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем, почек, глаз, головного мозга). Темпы роста и развития детей в целом очень высоки, хотя по сравнению с первым годом жизни намного ниже. Частота всех заболеваний значительно увеличивается в начале посещения детского коллектива в дошкольных учреждениях. У детей дошкольного возраста наиболее распространенными заболеваниями являются ОРВИ, многократно повторяющиеся в течение года, и так называемые детские инфекции, против которых дети не были иммунизированы ранее (корь, паротит, ветряная оспа, краснуха и другие). По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Появилось много подростков 15-17 лет, страдающих онкологическими заболеваниями, ожирением, сахарным диабетом, болезнями крови, нервными заболеваниями. Только 10% выпускников школ совершенно здоровы.

Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечнососудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и так далее.

«Лишь один из пяти российских первоклассников является полностью здоровым. По окончании школы полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков, а хроническими заболеваниями страдают 70 процентов выпускников» – такие данные привёл летом 2011 года главный педиатр РФ академик РАМН Александр Баранов на 16-м Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины в Москве.

По словам Баранова, уровень физического развития детей постоянно снижается. Так, в настоящее время лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки.

В свою очередь, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Владислав Кучма связал повышение заболеваемости детей с тем, что они проводят много времени за компьютерами и мало двигаются. Это «увеличивает риски сердечнососудистых заболеваний и нервно-психических расстройств, число которых за последние годы увеличилось в два раза», пояснил Кучма. Владислав Кучма также отметил нестабильный режим питания у большинства детей. Так, по его данным, половина школьников не завтракают ни дома, ни в школе. При этом «около 17% детей имеют лишний вес, в то время как 20% ребят не добирают до нормы».

Существует мнение, что всего лишь каждый пятый школьник России полностью здоров. Такие данные привела в феврале 2011 года министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова на заседании президиума Совета по реализации национальных проектов и демографической политике.

По данным исследования, проведённого специалистами из Санкт-Петербурга, рациональный режим сегодня соблюдают 19,4% школьников. Поздно ложатся спать 26,8% школьников. Активно и регулярно занимаются спортом 10,9% , 13,2% не имеют никаких физических нагрузок, кроме школьных, и 29,7% страдают гиподинамией.

Поэтому закономерным представляется тот факт, что за период обучения в школе качество и уровень здоровья учащихся резко снижаются. Согласно статистическим данным в Российской Федерации по состоянию здоровья в группе риска находятся 5 млн. детей школьного возраста.

Только за последние десятилетия число здоровых детей и подростков, а также имеющих только функциональные отклонения в стране уменьшилось почти в 1,5 раза, а количество хронически больных школьников возросло до 60 % от общего числа учащихся общеобразовательных школ.

Так что же происходит в процессе обучения наших детей в детских садах и школах, что порождает такую ужасающую статистику?

Базарный Владимир Филиппович, русский учёный, врач и педагог-новатор, более 25 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа. Он убедительно показал, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка. Вот что он пишет:

«Многолетняя медико-педагогическая экспертиза, проведённая под нашим руководством Л. П. Уфимцевой, Э. Я. Оладо, В. А. Гуровым, Н. Ф. Венсловене и другими, позволила выявить, что в школьную среду заложены многие десятки факторов, способствующих пребыванию детей в режиме закрепощающей и истощающей моторной и нейропсихической напряжённости.

Укажем лишь некоторые из них:

1. Происшедшие вдруг в мировом масштабе реформы, после которых были заменены ростомерная мебель на одномерную, наклонная рабочая поверхность парт на горизонтальную столов, импульсно-нажимное письмо на безотрывное с постоянным усилием, старая перьевая ручка на шариковую, электроламповая освещённость на люминесцентную.
2. Традиционная моторно-инактивационная рабочая поза (сидя).
3. Доминирование "близоруких" книжных способов передачи информации.
4. Отсутствие таких технологий овладения детьми техникой чтения, письма, которые бы отвечали законам свободы функционирования их сенсомоторных сфер.
5. Доминирование в учебно-познавательном процессе принципов формальной логики и узко специализированных предметно-урочных принципов обучения.
6. Всё усугубляющийся разрыв между первичной структурой чувственного мира и абстрактно-символической системой их кодирования (словесного выражения).
7. Резкое ограничение в учебно-познавательном процессе деятельностно-трудовых и конструктивно-рукотворческих принципов обучения.
8. Сенсорно-обеднённая кабинетная среда обитания.
9. Не владение массовой школой целостным подходом к духовному, физическому и интеллектуальному развитию ребёнка.
10. Возрастающее электронно-лучевое, "металло-звуковое" и свето-мерцающее облучение детей.

Уже этот далеко не полный перечень факторов показывает, что школа по-настоящему никогда не опиралась на психофизиологическую и биогенетическую основу развития и раскрепощения потенциалов ребёнка».

Давайте попробуем разобраться, действительно ли факторы, выявленные Базарным, имеют такое большое значение, и в чём их суть.

Установленный ещё в прошлом веке факт неуклонного возрастания близорукости среди учащихся по мере увеличения продолжительности их школьного обучения способствовал утверждению мнения, согласно которому близорукость – есть следствие отрицательного влияния на здоровье детей неблагоприятных санитарно-гигиенических условий, характерных для того времени. Вот почему основное внимание по профилактике близорукости у школьников уделялось (и продолжает уделяться ещё и в настоящее время) прежде всего улучшению освещённости рабочих мест. Однако постепенно становилось очевидным, что ни улучшение санитарно-гигиенических условий рабочих мест школьников, ни повышение даже уровня жизни народа не смогли принципиально повлиять на продолжающийся рост как близорукости, так и других школьных форм патологии.

Первое сообщение о связи школьных форм патологии с мебелью, сделанное Фарнером в 1885 году, имело большой общественный резонанс и послужило основанием для разработки целой серии парт с весьма интересными конструктивными решениями. Это парты Фарнера, Бухнера, Лаффеля, Паро, Кунца, Кардота и другие. В нашей стране в своё время широкое распространение получила одна из наиболее совершенных парт ХХ века – парта Эрисмана.

Однако отсутствие и здесь заметной тенденции к снижению близорукости среди учащихся способствовало тому, что гигиенические требования к школьной мебели стали отходить на второй план. В начале шестидесятых годов XX века универсальная парта с её чёткими ростово-размерными градациями была вдруг заменена на обыкновенный стол, как правило, стандартного размера, за которым и в настоящее время сидят дети. Естественно, что процесс замены парт на столы произошёл не сразу. Он растянулся на довольно-таки долгий срок. И сейчас можно в глубинке встретить старые парты в школах. Удивительно, что при таком большом внимании к положению тела при обучении и стольких конструктивных решениях этого вопроса, в итоге было принято странное решение (о странностях решений в системе образования в советский период более подробно в статье «Зачем государству контроль над народным образованием). Это решение перечеркнуло всю работу по устранению проблемы формирования и сохранения правильной осанки в школе. И ведь действительно, мы даже не задумываемся, какую роль играет соответствие размеров стола росту ребёнка. Мы не задумываемся, что ребёнок растёт, и соответственно изменяются требования по соответствию размеров мебели. Мы не задумываемся о том, что просто наклонная поверхность парты может решить многие проблемы с осанкой и зрением детей.

По поводу производства письма пером и шариковой ручкой приведём выдержку из документа Министерства здравоохранения РСФСР 1989 года:

«Проведёнными исследованиями сотрудников отдела сенсорных систем установлено, что на процесс физического и функционального развития школьников принципиальное влияние оказывает степень напряжённости организма в процессе учебно-познавательной деятельности при выполнении такого наиболее тонкого координаторного процесса, как письма. С этих позиций акт письма заслуживает особого медико-педагогического анализа в плане оптимизации технологий овладения его навыками, то есть на этапе формирования зрительно-двигательного «письменного» стереотипа.

Известно, что с 1968 года традиционное веками совершенствовавшееся импульсно-нажимное перьевое письмо было заменено на безотрывное шариковой ручкой, предполагающей пролонгацию усилий, то есть напряжений. Не случайно, вскоре после введения новой системы письма в литературе появились сведения, указывающие на существенное ухудшение почерка учащихся. Эти данные должны были послужить весьма тревожным сигналом как для органов народного образования, так и здравоохранения, так как давно известно, что почерк — это не только эстетический аспект трудовой деятельности школьников (что само по себе немаловажно), но и отражение их психофизиологических особенностей развития.

В связи с этим мы провели исследования по сравнительной оценке влияния на функциональное состояние детей различных способов письма, осуществляемых с помощью перьевой и шариковой ручками. Анализ полученных данных позволил установить следующее. Как в начале, так и в конце учебного года во время письма перьевой ручкой наблюдалась устойчивая тенденция к постепенному увеличению зрительной рабочей дистанции, в то время как при письме шариковой ручкой, наоборот, — к её сокращению. Так же наблюдалось улучшение зрительно-ручной координации и понижение уровня напряженности организма в процессе письма перьевой ручкой. У детей, писавших пером, наблюдалась устойчивая тенденция к более полной реализации потенциальных возможностей зрения.

Не случайно, на определённом этапе развития культуры письма народ использовал гусиное перо как инструмент, наиболее чувствительный к слабым волевым усилиям. Затем, попадая под влияние научно-технического прогресса, гусиное перо было заменено на металлическое, которое, однако, обладало ещё достаточной чувствительностью к волевым усилиям. Дальнейшее техническое совершенствование пишущего инструмента продолжало вступать во всё большее противоречие с природой человека. И, наконец, «венец» прогресса — шариковая ручка -требующая постоянного мышечного и психического усилия, то есть напряжения. Не случайно при изучении вопросов нормирования продолжительности безотрывного письма с учётом механизма утомления школьников, Н. П. Куинджи (1973) пришёл к выводу, что «..длительность непрерывного письма в начале урока должна составлять примерно 3 минуты, в середине — 2 минуты, и в конце урока — 1 минуту». В реальной же жизни школьники, как известно, пишут часами.

Выход может быть следующим. Перьевую ручку мы начали широко использовать в детских комбинатах для овладения начальными навыками письма, то есть на этапе формирования зрительно-ручного двигательного стереотипа. Установлено, что сформированный с помощью перьевой ручки импульсный характер графических движений является основой для всей графической деятельности школьников, в том числе при переходе их на письмо шариковой ручкой».

Следующая проблема – это проблема утомляемости, физического и психического развития подрастающих поколений в связи с возрастающим их электронно-лучевым облучением, связанным с использованием электронно-вычислительных средств. В результате исследований был выявлен целый комплекс вредных последствий. Начиная от нарушения работы органов зрения и заканчивая нарушением работы органов всего организма. Исследования биологов и физиков уже давно доказали волновую природу формирования и работы органов организма человека, внутренней среды самих клеток, и даже молекул ДНК и РНК. Также была выявлена способность настройки внутренних волновых функций органов организма на внешние поля и волновое воздействие. В результате были выявлены нарушения функций органов, включая мозг, под воздействием внешних облучений. Зачастую нарушения работы органов приводят к активации различных заболеваний и патологий. Более подробно в работе В.Ф. Базарного "Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде".

Ещё один очень важный вопрос – раздельное обучение мальчиков и девочек. Общеизвестно, что личность у девочек формируется ощутимо раньше, чем у мальчиков. То есть будущие хранительницы домашнего очага и продолжательницы рода в первый раз в первый класс идут в личностном плане куда более зрелыми, чем те, кому самой человеческой природой предназначено быть носителями мужества, воли и силы духа. Чем это чревато? Как раз всеми теми медицинскими, демографическими, духовными и личностными негативами, которые мы сегодня в избытке имеем. Ведь большую часть времени, а следовательно, и отведённого для взросления и эмоционального становления периода, дети проводят в школе. А ответственными этими процессами руководит закон подражания старшим. И кого эти юные представители сильной половины человечества в качестве таковых воспринимают? Естественно, тех, кто находится рядом и видится им как более сильный. Параметры же психики мальчиков этого возраста таковы, что в качестве более сильных не воспринимают они разве что малышей.

Остальные же: мама, бабушка, учительница, ровесницы-одноклассницы для них – безусловный пример для подражания. И нетрудно заметить, что пример этот преимущественно женский. А раз так, то и неудивительно, что всё реже и реже видим мы в наших мальчишках стремление быть сильными и смелыми, рисковать, бороться, искать, найти и не сдаваться. И всё чаще замечаем в ком-то из них стремление быть прилежным, старательным, усидчивым, в ком-то – выраженное желание услужить-удружить, понравиться, в ком-то – осторожность и даже боязливость. Всё чаще видим мальчиков, играющих в "девчачьи" игры, отрабатывающих "девчачью" модель поведения. А в итоге, когда те же мамы, бабушки, учительницы, одноклассницы, страна, наконец, почему-то вдруг начинают требовать от этих "белых и пушистых" проявлений "не мальчика, но мужа", они, недоумевая, обнаруживают рядом с собой "голубых", "отказников", бегающих от алиментов отцов, откровенных подлецов да предателей. Есть другая сторона медали. Среди женщин всегда были склонные к истерикам. Однако сегодня всё чаще приходится сталкиваться с такими проявлениями агрессивности, злобности и просто физической силы со стороны юных и уже не очень юных леди, что сугубо женскими проявлениями их никак не назовешь. Академик Базарный считает их следствием тех самых уже инициированных и всё ещё инициируемых нашей системой воспитания гормональных перестроек в детском организме. У девочек оно выглядит как зеркальное отражение аналогичных проявлений у их сверстников. И у тех, и у других особенно ярко начинает проявляться в период присущего подростковому возрасту гормонально-психического "цунами". А к приходу этой волны детей надо начинать готовить как можно раньше. Потому что просыпающиеся в это время инстинкты начинают звучать внезапно и сильно и рождают в подростке огромный внутренний хаос. Мальчику под силу его обуздать только произвольной волей тела и особой силой духа, а также, если у него воспитано особое, трепетно-уважительное отношение к противоположному полу. Девочке тоже в это время необходимо уменье властвовать собой. Но не обойтись ей и без укоренённого целомудрия и стыда. И вот эти-то качества не "вживишь" в психику в момент, когда возникнет необходимость. Их можно только воспитывать – самим духом семьи и школы, традициями народа. Что, собственно, всегда и бытовало у нас естественным образом – до тех пор, пока... Пока на волне революции, на волне идеи всеобщего равенства и братства не посадили мальчишек и девчонок за одну парту.

Далее, проведённый на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН комплекс исследований (1977-1991 гг.) позволил установить, что процесс утомления учащихся обусловлен целым комплексом эргономических, гигиенических и сенсорных погрешностей, заложенных в традиционные принципы организации учебного процесса. Наиболее общими такими предпосылками оказался комплекс факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, характерный для школьной среды. Однако в наибольшей степени процесс утомления напрямую был обусловлен степенью выраженности позно-статического аномального динамического стереотипа низкой склонённости над книгой-тетрадью, наблюдаемой в процессе выполнения графических манипуляций (рисование, письмо и так далее).

Установлено, что данная аномальная поза не есть результат ни "дурной" привычки, ни утомления, ни проявления "тяжести" головы и так далее. На неё малое влияние оказывали даже уровень освещённости. Оказалось, что аномальная поза с низко склоненным кпереди корпусом учащихся отражает пребывание моторной сферы организма в своеобразном судорожно-спастическом напряженном состоянии (состояние тетануса). В свою очередь, данное состояние оказалось внешним отражением внутренней генерализованной нейровегетативной и психомоторной напряженности организма, обусловленной многочисленными сенсорными, моторными и психогенными предпосылками. Среди них ведущая роль принадлежит незрелости фундаментальных "опор", на базе которых формируется вся произвольная сфера человека: общего координаторного чувства организма, межполушарных (образно-вербальных) взаимоотношений и зрительно-ручного чувства координации.

Учитывая, что функциональное состояние данных систем практически не анализировалось с позиции школьной зрелости, нашими исследованиями установлено, что 85-95% 6-7-летних детей по функциональному состоянию образно-вербальной сферы, телесной и зрительно-ручной координации выявили выраженную школьную незрелость.

Именно данное обстоятельство способствовало тому, что у 85-95% первоклассников наблюдается напряжённый (энергозатратный) тип чтения-письма.

Установлено, что именно такой тип функционирования организма в процессе учебно-познавательной деятельности как раз и оказался основой пребывания детей в состоянии хронической утомлённости, как отражения хронического энергетического дефицита, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения.

Более того, специальными исследованиями вскрыто, что внешняя моторная закрепощающая напряжённость отражает глубокую внутреннюю нейровегетативную напряжённость. В условиях продолжающегося изо дня в день пребывания детей в таком состоянии уже через 0,5-1 год у большинства из них наблюдались проявления истощения симпатико-адреналовой системы, которая, как известно, является основой иммунологического, сосудистого, вегетативного и психического функционального "строительства" организма.

В целом установлено, что отмеченная ситуация оказалась основой для возникновения целой группы школьных форм патологии, "болезнями напряжения школьного периода". Более того, выявлено, что отмеченные формы патологии как раз и оказались первоосновой для возникновения целой группы так называемых болезней цивилизации взрослого периода (патология органов чувств, позвоночника, нервной системы и так далее).

Также важную роль играет "близорукая" книжная форма подачи информации. Когда ребёнок вынужден постоянно напрягать зрение на одной и той же дистанции чтения. Отсюда возникновение патологий, связанных со зрением, а также нервно-психических отклонений, связанных с постоянным напряжением. Здесь стоит указать, что формирование образов памяти, да и само образное мышление, происходит путём получения информации из многих каналов восприятия. Это стандартные шесть чувств, но в формировании системы образов при восприятии участвуют ещё и такие сенсорные каналы, как ориентация в пространстве, времени, ориентация относительно окружающих предметов, физическое и эмоциональное состояние самого ребёнка. Ведь самые яркие и запомнившиеся моменты жизни содержатся в системе образов. И эта система образов включает в себя всю информацию, к которой человек имел доступ на тот момент, все ощущения и чувства. Также важную роль играет качество воспринимаемой информации. Чем сложнее формируется образ, тем больше качество его запоминания. Каждому знакомо, когда красивый закат отпечатывается в памяти во всех подробностях очень чётко, с первого взгляда и на всю жизнь. А чтобы выучить простое четверостишье необходимо потратить много времени и усилий, да и забывается оно в короткий промежуток времени. Хотя объёмы информации несопоставимы. В современной организации учебного процесса количество каналов восприятия сокращено до двух – зрительный и слуховой. А качество подаваемой информации через эти каналы ограничено словесной формой. И чтобы ребёнку при такой подаче информации формировать качественную систему образов, необходимо обладать недюжинной фантазией, что, к сожалению, не только не развивается, но и максимально забивается системностью и абстракцией подаваемых знаний. Формальная логика, специализация подаваемых знаний, несвязанность разделов подаваемых знаний, их мозаичность не способствует формированию целостной картины мироздания у ребёнка. Подаваемые знания абстрагированы как друг от друга, так и от реальности, в которой находится ребёнок. Всем знакома ситуация, когда знания, которые подаются детям в игровой динамичной форме, усваиваются без всяких усилий и ребёнок не просто не утомляется в процессе, а даже, кажется, приобретает дополнительную энергию. Почему? Потому что при такой организации процесса обучения система образов у ребёнка формируется с использованием всех возможных каналов восприятия. Тогда как при ограничении многих из таких каналов ребёнку приходится напрягаться. Во-первых, чтобы заблокировать не используемые каналы восприятия необходимо применить некоторые усилия. Потому что они открыты постоянно, и постоянно происходит принятие информации. Если каналы не включены в процесс восприятия подаваемых в текущий момент знаний, то информация, поступающая по ним, не связанна с насаждаемыми знаниями. Естественно, что авторитарная подача знаний создаёт необходимость воспринимать насаждаемые знания, и ребёнку приходится сосредотачиваться на узконаправленных каналах восприятия и титаническим усилием воли блокировать остальные. Именно отсюда и возникает нервно-психическое напряжение детей, из-за ограничения каналов восприятия до зрительно-слуховой словесной формы. Вот и получается, что у большинства детей возникает отторжение процесса обучения из-за огромного напряжения, а зачастую и из-за не способности усилием воли блокировать "не нужные" каналы восприятия. Потому и возникает не разгадываемая аномальная поза учеников при письме-чтении, отсюда и возникает нервно-психическое напряжение – источник всех бед и со здоровьем, и с познанием. Ребёнок, не способный сосредоточиться, просто не принимает навязываемые знания. И самое страшное, что после десяти лет, не считая детского сада, постоянной блокировки каналов восприятия они блокируются окончательно и навсегда. Отсюда возникает и ограниченная двоичная логика мышления, и шаблонность восприятия, и зашоренность в познании. С другой стороны, когда процесс познания происходит в динамичной практико-игровой форме, с максимально возможным масштабом и качеством подаваемой информации, когда процесс обучения происходит не абстрагированно от мира, а включённо в реальность, когда в процессе формирования системы образов участвуют все возможные каналы восприятия, то не происходит никакого насаждения знаний. Дети впитывают их в огромных количествах, абсолютно свободно. И при этом не только не устают, а обретают неиссякаемую жажду познания и энергию развития.

"Ну, а что же медицина?!" – спросит внимательный читатель. К сожалению, современная медицина борется с последствиями болезней, а не с их причинами. К тому же, современная медицина и фармакология, в силу корыстных целей, даже не борется с причинами, а лишь поддерживает их на определённом уровне. Чтобы и хуже не было, и деньги было на ком зарабатывать. В этом плане более подробно рассмотрено отношение государства к здоровью населения с позиции политико-исторического аспекта в статье "Зачем государству контроль над народным образованием".