Весна этого года в нашей стране была полна политическими избраниями, назначениями и перестановками: запланированное избрание экс-председателя Правительства РФ В. Путина на пост Президента России и последующее за этим перемещение экс-президента Д. Медведева в кресло Председателя Правительства повлекло почти полную смену кабинета министров.
Свой пост, наконец-то, покинул печально известный министр образования и науки А. Фурсенко. За восемь лет он много сделал для развала системы образования. Но ему не удалось, несмотря на почти авральный темп, завершить принципиально важные дела, а именно, принятие ФГОС для средней и старшей школы и третьего варианта законопроекта «Об образовании в Российской Федерации».
Едва вернувшись в Кремль, В. Путин подписал указ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В нём сказано, что правительству РФ нужно «обеспечить проведение до конца декабря 2012 года мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях» (http://kremlin.ru/acts/15236).
Ему вторил Д. Медведев: «Завершается работа по подходам к оптимизации высшей школы и реорганизации вузов, которые не обеспечивают качественного образования. Это тоже тема, которая набила оскомину. Мы должны рационально отнестись к нашей системе вузов. Сформирована группа лидеров, которая включает 40 ведущих университетов» (http://www.rg.ru/2012/05/09/medvedev-rech.html).
21 мая 2012 года на должность министра образования и науки был назначен Ливанов Дмитрий Викторович. Пресс-портрет нового министра подсказывает, что выбран он не случайно. Видимо, реформирование начального и общего образования считается почти завершённым делом, а вот высшим образованием и наукой стоит теперь заняться более целенаправленно. Во-первых, к 2016 году все вузы страны должны будут перейти на нормативное финансирование государственных услуг. Во вторых, в заявление, опубликованном за день до его назначения в «Российской газете», он озвучил идею сокращения бюджетных мест в вузах. Из интервью РГ: «Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Например, образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его».
В этом высказывании совершенно отсутствует логика и причинно-следственные связи. Такое впечатление, что человек знает чётко поставленную ему цель, но подвести под неё аргументированное обоснование у него не получается. «Ценные кадры» – например, «образовательный кредит», эта фраза вводит в ступор весь мыслительный процесс. И понимается это так, что человек уже сам по себе, как личность, не рассматривается, интересны только кредитно-банковские отношения и обязательства, не более. Механизмы, которые должны заработать после ликвидации без(с)платного образования, видимо, следующие: вовлечение в кредитное и производственное рабство по настоящему талантливой молодёжи, включение высшего образования в российскую в криминально-деградационную рыночную экономику. Цель имеется, а вот завуалировать её под социальную необходимость, как у предшественника, у него не получается. А, может, сейчас это уже и не требуется? И то, что это противоречит социальным обязательствам государства по Конституции РФ, не столь важно? Ведь это только общественность считает, что основополагающим принципом образовательной реформы должна быть общедоступность и качественность образования, а у представителей исполнительной государственной власти свои «цели». Вот что г-н Ливанов говорит о себе: «Я отношу себя к людям, которые добиваются результата. Очень важно всегда правильно поставить цель». Поэтому в ближайшие годы систему высшего образования ждёт реформа. Особенно это коснётся инженерного образования, реформаторы обнажили недостаток высококвалифицированных инженеров-управленцев в различных отраслях. А по факту, оставшаяся в стране промышленность захлёбывается от засилья на производствах всяких «менеджеров». Уже сейчас некому производить, а желающих руководить более чем достаточно. Оказывается, все наши проблемы в некачественном управлении предприятиями.
Также хочу обратить внимание на следующий факт: г-н Ливанов в 2004-2005 годах, занимая должность директора департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ, а в 2005-2007 годах статс-секретаря - заместителя министра образования и науки РФ, считался главным переговорщиком с РАН по вопросам её реформы. По сути, он участвовал в наиболее скандальных переговорах, касающихся изменения правил управления и финансирования РАН. Д. Ливанов проявлял в этом вопросе непримиримую позицию: настаивал на радикальном сокращении полномочий академического президиума, указывая руководству РАН на неэффективность, как в вопросах управления имуществом и финансами, так и в организации научных исследований. Именно из уст Ливанова чаще всего звучали прямые обвинения в адрес академической верхушки, которая в ответ обвиняла его в попытке разрушить фундаментальную науку.
И ещё. В 2006 году за большой вклад в совершенствование законодательства и плодотворное сотрудничество с Советом Федерации Сергей Миронов объявил благодарность Д. Ливанову. Напомню, что в это время шла разработка законопроектов, касающихся вопросов обороны и безопасности, а также законодательных инициатив в сфере реализации приоритетных национальных проектов и бюджетного законодательства. Во что вылились эти инициативы и проекты, мы с вами знаем.
В 2009 году г-н Ливанов вошёл в список лиц, включенных в «первую сотню» резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ. Кузница кадров сегодня выпускает своих птенцов на государственный полигон. Реформа образования приобретает новую окраску, но не меняет генеральной линии – коммерциализации образования и его полного уничтожения. Целеустремлённость исполнителей сегодня дополнена без(с)компромиссной чиновничьей исполнительностью. Ведь г-н Ливанов – чистой воды министерский клерк, дослужившийся до заветной должности.
1 июня в своём интервью проекту «Умная-школа.рф» на вопрос «К чему приведёт реформа образования?», новый министр опять дал туманный ответ: «Я вижу нашу будущую школу как место, куда ребенок хочет утром приходить… Нам их нужно готовить к будущей жизни. А не к той жизни, которая была 10 или 20 лет назад. В этом моя цель…Российское образование совершенно не соответствует мировым стандартам, потому что весь мир ушёл далеко вперед».
Что же нас ждёт в ближайшем будущем? 1 июля 2012 года окончательно вступают в силу Федеральный закон № 83 от 8 мая 2010 года «О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Этот закон явился фундаментом для отказа государства от своих обязательств в вопросах социальной политики. Все бюджетные учреждения в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта должны были преобразоваться в три типа учреждений: казенное, бюджетное и автономное, и финансироваться государством будут лишь частично. (Более подробную информацию см. в приложении «Реформирование социальной сферы в России»)
27 марта 2012 года на сайте Министерства образования и науки РФ (http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2058) был выставлен доработанный третий вариант печально известного законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.4 от 27.03.2012). Он не изменил свою основную направленность – уничтожение образования, в нём только перефразировали или убрали самые вопиющие статьи и пункты. Но, несмотря на некоторые уступки, по мнению экспертов: «Этот законопроект обладает в целом неудовлетворительным качеством, содержит множество существенных недостатков, не позволяющих надлежащим образом создать современную и эффективную систему российского образования, обеспечить правовые основы осуществления образовательных и культурных прав граждан в области образования, включая гарантии их реализации, охраны и защиты». Создаётся впечатление, что реформа образования затеяна не ради образования, а ради самой реформы.
Множественные изменения повлекли за собой разрыв внутренних логических связей между его положениями, многочисленные пробелы, а во многих аспектах утрату системности в правовом регулировании. Попытка руководства Минобрнауки России радикально минимизировать объём без(с)платно и гарантированно предоставляемого в соответствии с ФГОС содержания образования остаётся и в этом проекте. Требования к стандартам изложены неполно и неконкретно, не касаются основных характеристик содержания образования и являются в действительности отсылочными нормами. Решение всех вопросов содержания образования передаётся на уровень федеральных органов исполнительной власти, которые зачастую не только не учитывают мнения и законные интересы больших социальных групп нашего общества, но и принимают решения, ущемляющие права большинства российских граждан. В условиях отсутствия чётких и детальных требований и гарантий существует высокая вероятность нарушения конституционных прав граждан в области образования.
Статьи 3 пункт 4 имеет явную идеологическую установку на «включение российского образования в мировое образовательное пространство». Реализация ничем не ограниченной установки на «включение», допускающей слепое копирование опыта отдельных государств, может противоречить национальным интересам России. Поскольку в, так называемом, «мировом образовательном пространстве» проявляются не только всеобще признаваемые нравственные ценности и культурные приоритеты, но и геополитические мотивы, иные интересы разных государств, зачастую не совпадающие и даже противоречащие друг другу.
Что касается финансовой стороны вопроса, доля ВВП в России на образование составляет порядка 4%. Это соответствует слаборазвитым странам. В развитых странах этот показатель составляет 7% и выше. В Америке — около 8%, в Финляндии доходит до 9%. Часть 2 статьи 103 законопроекта устанавливает: «Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют финансовое обеспечение оказания государственных услуг в сфере образования исходя из обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов не ниже уровня средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены образовательные организации». Экономика субъектов РФ имеет разный потенциал и возможности. Средняя заработная плата педагогических работников складывается, исходя из объективно существующей их нагрузки. Большинство педагогических работников берёт по полторы ставки (в школах), или работает в нескольких местах (совместителем или на почасовой основе оплаты труда). То есть, размер оплаты труда педагогических работников устанавливается законопроектом ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ. При этом новый министр заявляет, что «если мы хотим, чтобы Россия была интеллектуальным лидером, а я ставлю перед собой эту задачу, нам нужно, чтобы эти люди получали достойную, конкурентоспособную зарплату». Предполагается, что в 2012 году законопроект «Об образовании в Российской Федерации» будет принят Государственной Думой, и это произойдёт это в осеннюю сессию.
В пятой статье третьей части этого законопроекта устанавливаются гарантии без(с)платности получения в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также (на конкурсной основе) без(с)платность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые. Таким образом, по закону (если он будет принят) государство будет обязано оплачивать только предметы, включенные в ФГОС, а за все остальное (по букве документа) ученикам (родителям), очевидно, придётся платить.
Помните, как еще недавно доморощенные реформаторы пытались навязать нашей школе новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), насчитывавший для учеников 10-11 классов всего четыре (!) обязательных предмета (физкультуру, основы безопасности жизнедеятельности, «Россию в мире» и некий «индивидуальный проект»), в то время как остальные дисциплины низводились в нём до уровня факультативов? Возмущённая общественность встала тогда на дыбы, и проект ФГОС был направлен на доработку, для чего была даже образована специальная комиссия под председательством директора Курчатовского института Михаила Ковальчука. О деятельности этой комиссии с тех пор никто толком ничего не слышал, и даже её персональный состав так и не был опубликован.
В конце апреля в СМИ прошло сообщение о заседании комиссии, где было объявлено, что её работа близка к завершению. В интервью «Московским новостям» замминистра образования и науки Максим Дулинов сообщил: «Летом-осенью мы планируем отправить документ в Минюст. Новый стандарт будет выложен на сайте, – поясняет Дулинов, – замечания будут приниматься, но этап, когда учителя могли критиковать его концептуально и предлагать писать всё заново, уже пройден».
Главному редактору журнала «Эксперт» Александру Привалову удалось раздобыть материал, обсуждавшийся на упомянутом заседании комиссии Ковальчука. Причём, как ему удалось это сделать, неизвестно: авторитетному журналисту пришлось клясться, что он не выдаст источник, поскольку комиссия очень боится утечек информации. «И она по-своему права», – отмечает Привалов, поскольку результат работы комиссии неизбежно вызовет скандал».
Да, вместо четырёх предметов (по прежнему варианту ФГОС) в старшей школе будут целых шесть обязательных (а всего – девять). Но все остальное – точь-в-точь как в первоначальном варианте стандарта, свидетельствует Привалов. То же обвальное сокращение объёма знаний под лозунгом «вариативности». То же вымывание важнейших школьных дисциплин. Те же «интегрированные курсы», которые никто не потрудился разработать. То же разделение профильных и базовых уровней изучения предмета (первые – примерно программа советской школы, вторые – её осколки). Наконец, тот же принципиальный отказ от разговора о содержании обучения – и, следовательно, то же отсутствие в «стандарте» стандарта. О том, что должен знать стандартный выпускник школы, ФГОС так и не расскажет. Реформаторы из Минобрнауки стараются теперь утвердить его без учёта мнений родительской и учительской общественности. Что и подтвердил новый министр науки и образования, сказав в интервью 1 июня следующее: «Те школьные стандарты, которые сейчас приняты, на самом деле закладывают колоссальные возможности для повышения уровня работы школы. Стандарт старшей школы, который только что утвержден, включает в себя 37 часов в неделю, которые будут финансироваться за счет бюджета. Абсолютно бесплатно. А сейчас – 36». Замечу, на сайте Минобрнауки РФ этот документ до сих пор не размещён.
С 1 сентября 2011 года все первоклассники начали обучение по ФГОС начального общего образования. Для средней школы обязательный переход на новые стандарты планировалось согласно федеральному плану-графику осуществить с 2015 года, а для старшей школы – с 2020 года. Однако, уже сейчас заявляется, что по мере готовности на стандарт будут переходить в пятых классах, начиная с 2012 года, и в десятых, – начиная с 2013 года. Отсюда, видимо, стандарты утверждаются волевыми решениями, без всяких «демократических» обсуждений.
В 2012 году российское образование ждёт ещё одно нововведение: обучать терпимости, толерантности и урегулированию межнациональных конфликтов начнут с детского сада.
1. Дошкольная сфера образования: Название программы: «Курс дружбы». Место проведения: детские сады города Москвы. Возрастная категория: средние и старшие группы, период проведения: 2 месяца в год. Метод внедрения: специальные занятия и ролевые игры. Цель: научить ребенка дружить с человеком с другим цветом кожи, делиться игрушками, мирно решать конфликт, вовремя извиняться и т.п. Экспериментальный курс программы закончился в конце марта этого года. Если программу признают успешной, она будет предложена всем детским садам столицы.
2. Школьная сфера образования: С 1 сентября в 4-х классах школы вводится предмет ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики». Период проведения: учебный год. Метод внедрения: обязательная часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часов. На выбор предоставляется один модуль из шести: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Обучение происходит по учебникам, изданным издательством "Просвещение". Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. При этом количество часов, отведённых на этот предмет, было перекинуто с количества часов по литературе. Планируется, что данный курс будет расширен вплоть до старших классов.
3. Интернациональные клубы. Ещё одно нововведение ждёт в ближайшем будущем российские школы. Пока такая форма общения проходит, как эксперимент. Название: «Интерклубы». Место проведения: школы города Москвы. Возрастная категория: варьируется. Период проведения: не указывается. Метод внедрения: свободное посещение, дискуссия, театральные постановки, прослушивание музыки, общение учеников разных национальностей, изучение культур других этнических групп. Цель: одна из форм профилактики экстремизма. Дети, прошедшие через такие клубы, по мнению новаторов, будут более склонны к толерантности и менее — к агрессии, это более постоянная и творчески интересная для детей форма воспитания национальной терпимости.
В заключении хотелось бы сказать, что курс реформирования является деструктивным для образования и не соответствует ни фундаментальным интересам российского общества, ни требованиям современного информационного наполнения. Проводимая реформа имеет ряд особенностей:
1.Без(с)конечный вал законодательных изменений, вносимых как в рамочные законы «Об образовании» (1992г.) и «О высшем послевузовском профессиональном образовании» (1995г.), так и в постановления Правительства и Министерства образования и науки РФ, и в указы Президента. Всё это делается по-тихому, и, как видится, для незаметного устранения противоречий между ныне действующим законом и тем проектом, который так настойчиво пытаются принять.
2.Как правило, это переход от лучшего к худшему, от отечественного к западному образцу, от надежного и проверенного к сомнительному, ненадежному и непроверенному, от простого и ясного к сложному и запутанному. То есть общая тенденция реформирования является деструктивной и регрессивной.
3.Сложная законодательная структура, в которой задействован громоздкий властный механизм. Основные его детали: законы, принимаемые Государственной Думой в основном по инициативе президента, затем в соответствии с этими законами принимаются постановления правительства, изменяющие регулирование деятельности системы образования. Затем уже на уровне министерства образования создаются новые положения, регламенты, инструкции направленные на приведение образования в соответствие с законодательными изменениями.
4.Нарочитое, безапелляционное, демонстративно-наплевательское поведение реформаторов. Власть, не обращая внимания на интересы народа, на мнение педагогической общественности и учёных, и даже на здравый смысл, извергает из себя инициированные западными хозяевами новшества, как правило, идущие в разрез с интересами народа и страны. И не задумывается о последствиях своих деструктивной деятельности.