«Возрождение. Золотой век»
Межрегиональное Общественное Движение
за развитие образования и культуры
Русское общественное движение
Официальный сайт
В единстве сила возрождения!



Опубликована статья «Программа развития образования»

Главная/Деятельность Движения/Статьи/Образование/Программа развития образования
17.11.2012Программа развития образования

11 октября 2012 года на заседании правительства произошло немаловажное событие для будущего нашей страны, которое почему-то прошло незамеченным для большинства СМИ, а именно, принятие государственной программы «развития образования» на 2013-2020 гг. Странно, что такое эпохальное событие так было незаслуженно обойдено нашей прессой. И та поспешность, с какой принята была эта программа, тоже вызывает недоумение. Где же широкое публичное обсуждение данного проекта, под который из федерального бюджета выделяется более 4 трлн. рублей?

А происходило всё с точностью до наоборот, 24 сентября 2012 года в Общественный Совет при Минобрнауки поступило указание в двухдневный (!) срок дать заключение на трёхсотстраничный (!) проект Госпрограммы “Развитие образования на 2013-2020 годы". Председатель Совета, лауреат Нобелевской премии, Жорес Алфёров, дал на программу отрицательное заключение: проект сырой и не готовый, а потому необходимо его публичное обсуждение. Таким образом, создав имитацию обсуждения данного проекта, правительство со спокойной «совестью» (хотя данное слово не слишком сочетается со словами правительство, министерство и т.п.) на заседании 11 октября приняло данный проект.

Если бегло проглядеть данный проект, то можно, вообще, усомниться, а программа ли это? Любая программа должна содержать в себе последовательную цепочку шагов по выполнению задекларированной цели, т.е. должна конкретно отражать методы и способы выполнения поставленной задачи, конкретный объём финансирования под каждый шаг и т.п., проще говоря, должен быть бизнес-план. На деле мы видим большой 300 страничный агит-плакат, основной идеей которого является, что у нас всё «будет» или «будут» (в зависимости от контекста), и будет всё «эффективно».

«Будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни». Значит, по мнению авторов данной программы, у нас до настоящего момента не было ПТУ, не было специализированных колледжей и т.п. А для гражданина нашей страны получить среднетехническое образование было вещью, ну такой недосягаемой! Так что же среднетехнический персонал в стране появлялся из ниоткуда и сразу приступал к работе на сложнейших станках, работая, например, на ту же оборонку? Может прямо сказать: «мы всё развалили, и тут возникла мысль, как бы всё обратно вернуть?».

«Будут полностью обеспечены потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития». Учитывая, что наша страна позиционируется во всём мировом сообществе как сырьевая страна, то ясно, в какой области нам нужны специалисты. Фактически весь документ построен из таких лозунгов – призывов, многие из них повторяются, а то и противоречат друг другу.

Теперь об оценке эффективности данной программы в целом. Бросается в глаза, что те показатели, которые предложены в данной программе, не дают и не могут дать представление о состоянии нашего образования в целом. Можно ли судить о состоянии нашего образования по нескольким количественным показателям: «охвату населения» программами образования, и по единственному качественному показателю: «отношение среднего балла ЕГЭ (в расчёте на один предмет) в 10% школ с лучшими показателями ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчёте на один предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ». Таким образом, из расчёта просто выбрасываются 80% школ. Есть ли смысл в таком коэффициенте? А если учесть, что этот коэффициент основан на результатах ЕГЭ, а введение ЕГЭ привело к общему падению уровня образования, то становится ясно, что кроме вреда внедрение данного коэффициента ничего не принесёт. Более того, правительственная программа даёт понять, что ЕГЭ, как система, остаётся приоритетным направлением в нашем образовании вплоть до 2020 года.

И получается, молчание прессы означало только одно, что родился очередной «мёртвый» проект, а «о покойнике плохо не говорят». Но под этот неосуществимый проект выделили баснословную сумму – 4 трлн. рублей бюджетных денег, денег налогоплательщиков, наших с вами, и не трудно догадаться, что эти деньги не пойдут на развитие образования (программы-то практически нет), а окажутся в различных оффшорах (читай «карманах чиновников»). Но это даже не основная цель, а скажем так, побочный эффект этой программы (причём очень весомый). Основная цель данной программы была озвучена как раз на самом заседании правительства, правда несколько завуалировано. Обратимся к источнику. Д.А. Медведев: «Уважаемые коллеги, сегодня обсуждаем государственную программу развития образования. Очевидно, что образование – абсолютный приоритет, и я в мае, когда мы с вами в первый раз собрались в этом зале, обозначил приоритеты работы Правительства на полгода. Среди них – принять ключевые государственные программы по наиболее значимым социально-экономическим направлениям. Это касается и образования, безусловно. Принципиально, чтобы школы и университеты готовили нашу молодёжь к работе в конкурентных условиях, помогали раскрыть способности и инициативу, и, конечно, это такой важнейший драйвер развития нашей страны». Ну как тут внутренне не поаплодировать, наконец-то «наши правители» стали открыто говорить, кто для них население, что для них государство. (Дра́йвер (англ. driver) — компьютерная программа, с помощью которой другие программы (обычно операционная система) получают доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства). Говоря такими терминами, видно, что государство для них представляется в виде некоторой машины, обслуживающей элиту, где населению отведена роль деталей этой машины, покорно и бездумно выполняющих функции деталей этого механизма. Причём механизма не самого сложного, механизма, способного обеспечивать только наполняемость нефтяной и газовой трубы, и не более того. А такой механизм-машина не требует большого количества деталей (людей), да и детали (люди) должны быть легко заменяемыми, а для этого они должны быть стандартизированными и легко управляемыми, манипулируемыми. Именно о таком построении общества было сказано Грефом на заседании Сбербанка России в Санкт-Петербурге – об обществе малообразованных и, как следствие, легко манипулируемых людей. («Люди не хотят быть манипулируемыми, когда имеют знания» – Греф, заседание Сбербанка России). Именно для построения такого общества была разработана «Государственная программа «Развитие образования». Ливанов: «Государственная программа «Развитие образования» нацелена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики». Эта фраза, высказанная Ливановым, является ключевой для осознания смысла принятия госпрограммы, и если убрать пафосные слова о «высоком качестве российского образования», то для каждого здравомыслящего человека становится понятно, что «меняющиеся запросы населения» должны укладываться в рамки взращивания человека-потребителя, уровень запросов которого, не превышает уровень запроса разумного животного. Именно из таких людей, по Грефу, будет сформировано общество. Это является «перспективной задачей развития российского общества». Это цель. Средство – это «правильное» новое образование, усиленно внедряемое нашим правительством, приводящее к полной деградации человека именно как Человека. Вот на такое качество образования и нацелена принятая госпрограмма развития образования.