Министерство образования и науки РФ намерено ввести в 2012 году паспорт здоровья школьника, который надлежит вести каждому ученику на протяжении всего обучения.
История возникновения этого документа довольно увлекательная…
В послании Президента Федеральному собранию демографическая проблема названа одной из приоритетных. В решении этой проблемы не последняя роль отводилась «Паспорту здоровья ребёнка».
Специалисты Департамента здравоохранения по инициативе Правительства и Думы г. Москвы в 2005 г. создали первый проект паспорта здоровья ребёнка. Проект был предоставлен для обсуждения. Однако, как такового обсуждения, широкого и доступного для родителей не получилось. Тем не менее, в приказе Департамента здравоохранения от 24 июля 2006 г за № 283 написано, что с целью улучшения взаимодействия медицинских работников с родителями, педагогическими работниками по профилактике заболеваний, проведения своевременной диспансеризации, оздоровления и реабилитации при выявлении заболеваний данный проект паспорта был рекомендован в практику работы детских городских поликлиник с 01.09.2006 г. Контролировать заполнение паспорта должны были медицинские работники лечебно-профилактических учреждений. При помощи данного паспорта предполагалось осуществлять контроль за работой врачей, своевременностью и полноценностью проведения диспансеризации, оздоровления (вакцинации) и реабилитации при выявлении заболеваний (т.е. о чём указывалось в приказе). Причём, в годовых отчётах, сдаваемых поликлиниками, эти разделы уже имелись.
Предполагалось, что паспорт должен содержать сведения о ребёнке в возрасте от 0 до 17 лет в виде врачебных эпикризов (выводов) о его состоянии, диагнозах, причинах возникновения и развитии болезни на определенном возрастном этапе. И, совсем было непонятно, кто должен его заполнять.
Родителям, без медицинского образования (да порой и вообще без образования) сделать это сложно, тем более, что динамики наблюдений он не давал, а констатировал только факты уже произошедшие. В разработанном документе не нуждались ни родители, ни медработники, поэтому о нём забыли и те и другие.
Но в 2007 году Департамент здравоохранения пытается внедрить второй вариант паспорта здоровья. На сей раз во главе разработчиков встал Валентин Носкин, профессор, заместитель директора Московского центра качества образования, специальность -инженер по электрофизике.
Из одного паспорта (возраст от 0 до 17 лет) он делает аж четыре. У каждого из этих паспортов свой возрастной промежуток: от 0 до 6 лет; от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет и от 15 до 17 лет. Возникает вопрос: «Куда вносить данные на детей в возрасте от 6 до 7, от 10 до 11 и от 14 до 15 лет?». По содержанию данных документов тоже существуют некоторые вопросы. А именно, почему эти паспорта не имеют однотипной формы (т.е. не содержат одни и те же разделы), кто должен заполнять «Заключения» имеющиеся во всех паспортах (школьники, или родители, не имеющие специального образования, или медработники), в частности как может школьник или родитель определить уровень полового развития ребёнка в латинских символах или определить нервно-психическое развитие, а в случае отставания на какой эпикризный срок отстаёт в развитии ребёнок?
Однако, данный вариант паспорта был принят Департаментом здравоохранения и рекомендован для распространения в образовательных учреждениях (минуя оценку экспертов, обсуждения с медицинскими и педагогическими работниками, родителями, общественностью). Началось постепенное его навязывание дошкольно-школьным учреждениям г. Москвы. Некоторые паспорта здоровья охватывают возраст с 7 лет и выше, следовательно, предназначены и школьникам. Поэтому Министерство образования и науки, ссылаясь на статью 32 Закона Российской Федерации “Об образовании”, где ответственность за жизнь и здоровье обучающихся детей несёт образовательное учреждение решило провести глобальный мониторинг здоровья и ответить на вопрос «Кто виноват в ухудшающемся здоровье школьников – школа или семья, и что делать?» совсем «позабыв» о статье 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» в Семейном кодексе РФ, в котором чётко определено, что «родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии своих детей». В 2009 г для этой цели Минобрнауки начало разработку очередного паспорта – «здоровья школьника». Чтобы решить этот вопрос перед разработчиками были поставлены новые задачи.
Вот как объяснила их директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Алина Левитская: «Паспорт здоровья школьника – это комплексный документ, который позволит собирать всю информацию о здоровье ребёнка, о его физическом развитии, психо-эмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах». Цель этого варианта «улучшить качество здоровья наших детей».
Но все эти данные уже есть в Медицинской карте ребёнка, являющейся медицинским документом для школы школы-интерната, детского дома, детского сада, яслей сада (форма № 026у) и Истории развития ребёнка – поликлинической медицинской карте (форма № 112у). И, несмотря на это, проект все-таки был разработан. Руководителем проекта был профессор, доктор медицинских наук, начальник медицинского центра Континентальной хоккейной лиги, бывший руководитель отдела антидопингового обеспечения Росспорта и бывший руководитель антидопинговой службы олимпийского комитета России Н. Дурманов. Появление «Паспорта здоровья школьника» вызвало бурный протест по поводу введения в школах этого документа, т.к. фактически он собирал подробную конфиденциальную информацию не только о самом школьнике и его здоровье, но и его семье за все годы обучения, что является грубейшим нарушением многих международных и российских законов.
Однако Минобрнауки было не остановить, и оно начало внедрять «Паспорт» в школы в 2010 году в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Костроме и Татарстане, в Тюмени, Челябинске, используя бюджетные деньги.
Интересная ситуация получается «Паспорт здоровья школьника», разработанный Министерством образования науки, вызвал бурный протест (многочисленные судебные иски родителей против школьных администраций), в то время как другой «Паспорт здоровья ребёнка» от Департамента здравоохранения такого протеста не вызывает. А он содержит те же самые недостатки и вопросы, являющиеся причиной этого негодования.
Не потому ли молчит общественность, что она не знает о существовании ещё одного «Паспорта». Поэтому и не обсуждает.
Мало того, в 2010 году этому Федеральному проекту Министерства образования и науки вручают национальную премию «Идея здоровья» в номинации «Профилактическая программа», которая присуждается за выдающие проекты в области просвещения, спорта, реализации социальных программ, производства продуктов питания, лекарственных и профилактических средств, а также за достижения политических и общественных деятелей в области пропаганды здорового образа жизни.
Без всякого обсуждения начато его электронное изготовление. Приказом Департамента образования города Москвы от 26.02.2010 года №_622 «О создании межведомственной рабочей группы по разработке электронного «Паспорта здоровья школьника» создана межведомственная группа по разработке модели электронного паспорта.
Что же такого выдающегося в этом проекте и за что вручается столь престижная премия? Попробуем разобраться в сути вещей.
Целями проекта являются: 1) формирование у молодого поколения ответственного отношения к своему здоровью; 2) мониторинг состояния здоровья всех детей в стране.
Так ли это? По поводу «ответственного отношения к своему здоровью» очень хорошо прокомментировала директор Института демографической безопасности Ирина Медведева:
“Меня просто ужаснул паспорт здоровья, который намереваются ввести в каждой школе. Причём, с первого класса. Это выглядит просто ужасающе со всех точек зрения. Появление этих паспортов воспитает только трусов, которые будут думать только о своём здоровье, обращать внимание на каждый свой чих. Когда ребёнка просят фиксировать каждый день разные аспекты своего здоровья, то он фиксируется на отклонении своего здоровья. К чему это приводит? Я это хорошо знаю, как клинический психолог. Это приводит к психосоматическим неврозам… Со всех сторон документ ужасающий. Разве такие дети захотят трудиться, совершать подвиги, защищать Отечество, служа в армии? И если потребуется идти на бой с врагом, они будут думать о своём здоровье, эти несчастные, трусливые существа, они будут прислушиваться к работе сердца, печени…”
Для мониторинга, передаваемого в министерство, в данный документ заносится подробная информация о ребёнке и членах его семьи за весь период обучения в школе, показатели успеваемости учащегося, его предпочтения, данные о материальном состоянии семьи, её жилищных условиях, режиме питания, показатели развития ребёнка, включая его психо-эмоциональную оценку себя, своей семьи и межличностных отношений в семье. И вся закрытая информация о ребёнке и его семье, которую вменяемый человек не будет обсуждать даже с близкими родственникам, станет доступной для огромного круга лиц, т.к. паспортный проект предполагает не только сбор и хранение, но использование и распространение. Страшно представить какие последствия нас ожидают, если вся эта информация попадёт в руки тех, кто не обладает нормами морали и нравственности, и для кого бизнес важнее человеческой жизни.
Разглашение подобной тайны здоровья может привести ребёнка не только к глубокой психологической травме, а в дальнейшем к неурядицам в личной жизни, но и к другим более серьёзным проблемам. Кому и зачем, кроме родителей и лечащего врача, нужна информация о возрастных и половых особенностях физического развития здоровья ребёнка и его заболеваниях? Зная, что в России внедряется практика ювенальной юстиции, под игом которой стонет и плачет вся многострадальная Европа, ситуация принимает конкретные очертания. По данным о здоровье ребёнка (внесение сведений о состоянии зубов напоминает о временах работорговли, где товар (рабы) выбирался по внешнему виду и состоянию зубов). И, оценив, насколько семья в состоянии отстаивать свои интересы (сведений из паспорта достаточно для того, чтобы понять каково материальное благополучие, социальный статус родителей и родственников ребёнка) можно выбрать по этому документу здорового ребёнка с развитым интеллектом и устойчивой психикой, но при этом из малообеспеченной или социально незащищенной семьи. Что его ждёт с учетом разгула криминального бизнеса, в том числе и подпольной торговли донорскими органами – можно только догадываться.
Свою оценку происходящего дал учёный руководитель системы дистанционного образования “Школа Эффективных Лидеров” Евгений Гильбо: “Ювенальная юстиция имеет целью не защиту прав ребёнка, а является инструментом социального контроля. Поскольку страх потерять ребёнка – один из самых серьёзных страхов, он очень удобен для шантажа: любое поведение, отличное от предписанного, может стать поводом для лишения родительских прав. Например, сейчас в России, если кто-то не может отдать кредит, коллекторы подают на него в суд на установление факта, что он не может надлежащим образом содержать ребёнка (денег нет даже на самое святое – оплату кредита, какой уж тут ребёнок) и лишение на этом основании родительских прав. То есть закон, а точнее его интерпретация, делает ребёнка заложником кредитных отношений и средством вымогательства. Ювенальная юстиция – один из инструментов общего закрепощения населения, уже отработанный на Западе и сейчас внедряемый в России”.
В обращении Общероссийского общественного движения в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание» к Родителям России сказано: «заполнение ПАСПОРТА ШКОЛЬНИКА предлагаемого школьникам и родителям в обязательном порядке, ЯВЛЯЕТСЯ ПРОТИВОЗАКОННЫМ. Сбор и хранение указанной в Паспорте информации без письменного добровольного согласия родителей ребёнка нарушают закрепленные в действующих на территории РФ международных актах и Конституции РФ права и свободы граждан, а именно:
- право ребёнка на защиту неприкосновенности его личной и семейной жизни
(ст. 16 «Конвенции о правах ребёнка»);
- право каждого на неприкосновенность личной и семейной жизни
(ст. 8 «Европейской Конвенции о защите прав человека»);
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну
(ст. 23 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия провозглашается на уровне принципа и в Федеральном законе от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Поскольку предлагаемый Паспорт школьника содержит персональные данные ученика и его родственников, то правоотношения, связанные с его заполнением, подпадают под действие ФЗ от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных». В соответствии со ст.ст. 6, 9 данного закона «О персональных данных» сбор, обработка и хранение персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта этих данных или его представителя. Случаи обязательного предоставления субъектом своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства могут осуществляться только в соответствии с федеральным законом.
Персональные данные, содержащие информацию о здоровье гражданина, относятся к специальной, наиболее охраняемой категории персональных данных, обработка которых запрещена ст. 10 Закона «О персональных данных». Исключением является деятельность, проводимая в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг, при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну. Но и здесь необходимо согласие субъекта персональных данных.
Важно отметить, что органы власти признают необходимость получения согласия родителей на проведение операций с персональными данными детей в связи с оказанием образовательных услуг.
Так, письмо Минобрнауки от 29 июля 2009 г. N 17-110 «Об обеспечении защиты персональных данных», разъясняющее вопросы применения Закона при обработке персональных данных в образовательных учреждениях, предписывает в обязательном порядке получение письменного согласия субъекта персональных данных на их обработку, включая сбор, систематизацию и хранение. Причём в данном документе (письменном согласии) должен быть указан перечень персональных данных, на обработку которых даётся согласие субъекта персональных данных.
За незаконный сбор сведений о частной жизни лица без его согласия предусмотрено наказание по статье 137 УК РФ штрафом до 300000 р. или лишением свободы до 4-х лет.»
В заключении предлагаем текст, который можно использовать для отказа от заполнения любых анкет, меняя детали и адресата, – в школе, детском саду, и прочих учреждениях, где пытаются собрать информацию о Вас или Ваших детях БЕЗ Вашего согласия. Текст взят с сайта http://www.a-pokrovskaya.ru/?id=58 (ссылка осталась прежней)
ОБРАЗЕЦ:
Директору школы № _______________ ФИО________________________________
от
ФИО, проживающих по адресу:__________________________________________
(почтовый адрес), контакт. телефон:________________ .____________________
ЖАЛОБА
Обращаемся к Вам в связи с нарушениями прав несовершеннолетних и их родителей во вверенном Вам учреждении.
Мы являемся родителями и единственными законными представителями нашего ребёнка … (ФИО) … г.р., который обучается в 5 классе школы № … .
Нам стало известно требование классного руководителя … (ФИО) об обязательном заполнении школьниками и их родителями Паспорта здоровья школьника и «Портфолио ученика», объявленное классу.
Сообщаем Вам, что данное требование противозаконно, и нарушает Конституцию России и действующее федеральное законодательство нашей страны, а именно:
· право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23 Конституции РФ);
· сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24 Конституции РФ);
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ).
· Обращаем Ваше внимание на тот факт, что в соответствии со ст. 13 (Врачебная тайна) Федерального закона РФ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну».
Таким образом, любая информация о здоровье нашего ребёнка является врачебной тайной, за разглашение которой медицинские работники и сотрудники сферы образования несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Согласия на распространение этой информации, её сбор, хранение и использование мы не даём.
· Помимо этого, любые сведения, относящиеся к определённому лицу, отнесены к персональным данным нормой ст. 3 Федерального Закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. сведения о диагнозе моего ребёнка, информация об отказе от медицинского вмешательства является разновидностью персональных данных гражданина, и в их отношении действуют нормы закона, защищающие персональные данные. Персональные данные являются конфиденциальными – ни одна организация не вправе распространять и передавать их без согласия субъекта персональных данных или иного законного основания.
· Ситуация законного отказа родителя от медицинского вмешательства в отношении его несовершенно-летнего ребёнка не входит в перечень ситуаций, когда ст. 6 того же закона позволяет обрабатывать персональные данные субъекта без его согласия.
· Ст. 9 п. 6. закона устанавливает, что в случае недееспособности субъекта согласие на обработку его персональных данных даёт его законный представитель (родители).
· Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за незаконное собирание или распростра-нение сведений о частной жизни лица (ст. 137 Нарушение неприкосновенности частной жизни). Использование лицом своего служебного положения является отягчающим обстоятельством.
На основании изложенного, любая передача данных о диагнозе моего ребёнка, информации об отказе от медицинского вмешательства в отношении ребёнка без моего согласия нарушает указанные нормы действующего законодательства, т.е. является незаконной.
В связи с этим, доводим до Вашего сведения, что мы, как законные представители нашего несовершеннолетнего ребёнка:
… (ФИО ребёнка), … (дата рождения) и … (номер класса),
против заполнения Паспорта здоровья школьника и «Портфолио ученика» ребёнку.
Предлагаем Вам своевременно довести до сведения персонала вверенного Вам учреждения приведённые положения действующего федерального законодательства России с целью исключения дальнейшего нарушения прав нашей семьи и прав нашего несовершеннолетнего ребёнка, и обращения в органы прокуратуры и суда.
С уважением, ____________________________________ … 2012 года.