В России полным ходом идут реформы бюджетной (социальной) сферы, которые по сути своей являются «антинародной революцией», фундамент которой был заложен ещё в конце прошлого века. Реформу бюджетной сферы в нашей стране делали и делают прозападные либералы, окопавшиеся в Министерстве финансов, в Министерстве экономического развития, в Министерстве образования. Им в этом помогают эксперты из ИНСОР (Институт современного развития был создан с целью подготовки предложений и выработки документов по важнейшим направлениям государственной политики), из Центра стратегических разработок (ЦСР – это экспертная и нормативно-правовая поддержка проводимых реформ в экономике и социальной сфере), из НИУ-ВШЭ (более подробно).
Для них – идеологов глобализации и защитников интересов крупных экспортёров, любая трата на народ России – непозволительные издержки производства. Вот они и пытаются их сократить под благовидным предлогом «модернизации» и «оптимизации». Бюджетная реформа является заговором Запада против России. Среди всех последствий «реформ» нет ни одного позитивного для нашей страны, населения, их вообще нет, поскольку они и не планируются. Решаются исключительно внешние задачи, связанные с резким снижением расхода бюджетных средств и с созданием системы доступа в эту инфраструктуру частного капитала. Реформы сегодня стали ключевым элементом слома суверенитета и безопасности страны.
83-ФЗ от 8 мая 2010 года вступил в силу 1 января 2011 года. Этот закон – совершенно алогичен, написан «птичьим языком», который надо расшифровывать, используя «бюрократическую логику».
Суть этого закона – в смене форм собственности государственных (муниципальных) учреждений, которые будут разделены на три группы: казённые (КУ), бюджетные (БУ) и автономные (АУ). В зависимости от статуса будет выбрана схема финансирования. На полном государственном обеспечении останутся КУ, частично, в форме субсидий, компенсируются материальные потребности БУ и АУ. Согласно 83-ФЗ к казённым учреждениям будут отнесены:
· различного рода объекты военной инфраструктуры;
· исправительные колонии, учреждения МВД, ФСБ;
· некоторые медицинские учреждения (психиатрические лечебницы, лепрозории).
Всем остальным учреждениям выбирать придётся между БУ и АУ.
Основная цель – переложить бремя финансовой ответственности с федерального уровня (бюджет страны) на региональные и муниципальные финансы. Если учесть, что из 83 регионов России 70 являются дотационными, возникает вопрос: откуда возьмутся деньги на содержание бюджетных учреждений, если сегодня эти расходы дотируются из центра?
1. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства. И такая ситуация сохраняется более 10 лет подряд. Совершенно очевидно, что хроническое пребывание около 85% всех регионов страны в числе убыточных никак не может восприниматься в качестве нормального положения дел.
2. В экономике России есть полностью дотационные федеральные округа. Так, все регионы Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов получают федеральные дотации.
В результате регионам не на что будет содержать различные учреждения и, естественно, чиновники будут оставлять только те заведения, которые хоть как-то будут приносить доход. Какой доход от школы? Школа и в нынешних условиях сводит концы с концами, что уж говорить о заработке. К тому же не каждый директор сможет организовать доходное дело в школе. Так что введение этого закона в непосредственную реализацию приведёт к ещё более страшной волне сокращения школ и не только. По мнению Кузьминова, руководителя Высшей школы экономики, у нас слишком образованная страна: «…в нищей России учится 98,6% подростков в возрасте 16 лет, и на среднее образование тратится больше, чем на высшее».
Все государственные (муниципальные) учреждения в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта теперь будут разделены на казённые, бюджетные и автономные.
Казённые учреждения (КУ) – это «старые» бюджетные учреждения, их деятельность будет полностью финансироваться из бюджета. Но в законе чётко прописано, что сметное финансирование будет исходить из финансирования 2010 года (то есть не будет индексации на инфляцию, к тому же, финансирование 2010 года – минимально, меньше 2009 года, "кризис", однако).
Также у них (КУ) есть ограниченные права и возможности на осуществление деятельности, приносящей доход: они могут ей заниматься, если это прописано в их учредительных документах. Но при этом не могут распоряжаться доходами (все доходы будут зачисляться в соответствующий бюджет).
Бюджетные учреждения нового типа и автономные учреждения – здесь сходства больше, чем отличий. Это – «некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством России полномочий в социальной сфере соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления».
ФЗ-83 существенно меняет роль руководителей БУ и АУ: раньше от них требовалось быть крепкими хозяйственниками, теперь эффективными управленцами. При этом руководители БУ и АУ несут административную, уголовную, дисциплинарную и материальную ответственность. Руководителям учреждений следует особое внимание уделять порядку совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Кроме того, руководители бюджетных учреждений должны будут следить за величиной просроченной кредиторской задолженности, поскольку в случае превышения предельно допустимых значений такой задолженности трудовой договор с руководителем будет расторгнут. А в случаях, предусмотренных федеральными законами, если руководитель будет признан виновным, он обязан будет возмещать организации убытки, причинённые своими действиями. Теперь директор школы должен быть эффективным менеджером и организовать не учебный процесс, а добывание средств для существования этой школы.
Реформирование бюджетной сферы на практике разбито на четыре этапа:
1. Подготовительный, экспериментальный этап (1998-2010 гг.);
2. Этап частичного перевода государственных (муниципальных) учреждений из сектора государственного управления в сектор государственной экономики. С федерального финансирования будет снята большая часть учреждений, основная финансовая нагрузка ляжет на плечи регионов и муниципалитетов (2011-2015гг.).
3. Этап полной ликвидации государственной поддержки финансирования бюджетного сектора, всё будут решать местные власти.
4. Заключительный этап: людям, детям при рождении будут выдаваться сертификаты (ваучеры) на образовательные, медицинские услуги, включающие минимальный набор без(с)платных услуг. За всё остальное надо будет платить.
Логика закона достаточно проста – государство желает максимально сократить расходы на социальные объекты, переложить их финансирование на региональные власти и на сами школы, больницы, музеи, театры и т.д. Фактически государство отказывается от своих обязательств перед народом – статья 7 Конституции РФ гласит, что природа российского государства — социальная, что государство финансирует социальную сферу. Государство нарушает статьи главы 2 Конституции РФ:
«Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Фактически государство слагает с себя полномочия обеспечивать конституционное право граждан России на без(с)платное образование и медицину. Сотни тысяч бюджетных организаций – школы, больницы, вузы, библиотеки, институты и музеи – будут заботиться только о том, как заработать деньги. Естественно, заработать они смогут только на тех, кто пользуется их услугами: учениках и родителях, пациентах… То есть на нас с вами.
Как отмечают многие критики закона ФЗ-83, он создаёт почву для усиления неравенства в стране между различными классами, регионами, территориями. Где-то можно больше извлечь дохода из коммерческой деятельности, а в дотационных регионах хватило бы на элементарные нужды – и то хорошо.
Реализация закона № 83-ФЗ несёт в себе опасность более серьёзной манипуляции людьми. Теперь работники бывшей бюджетной сферы становятся абсолютно зависимыми от чиновников, и абсолютно не защищены от их произвола. Их зарплата вполне может быть поставлена в зависимость от их лояльности.
Уменьшение финансирования бюджетной сферы неминуемо приведёт к ликвидации многих учреждений и увеличению безработицы среди бюджетников. Защитники закона утверждают, что приватизировать, обанкротить бюджетное учреждение невозможно. Формально – да. Но можно превратить его, например, в автономное учреждение, а оно может быть приватизировано. Да и приватизация не обязательна. Сейчас масса школ ликвидируется просто по несоответствию каким-то критериям, например, из-за недостаточной наполняемости классов. Что бы ни говорили защитники закона, закон на деле создаёт возможность ликвидации многих бюджетных учреждений. Да, собственно, это вытекает из логики мероприятий «по повышению эффективности» работы учреждений, задуманных нашими реформаторами.
Введение этого закона усиливает социальное неравенство, порождает массовое недовольство, обостряет социальные конфликты. И всё это ради экономии денежных средств. На самом деле общество в целом должно расплачиваться за бездарную экономическую стратегию Гайдара-Кудрина, когда нефтедоллары вкладывались в американские ценные бумаги вместо реального отечественного производства. Будь у нас развито производство, мы не зависели бы так сильно, от скачков цен на энергоносители. И после начала кризиса государство дало банкам деньги для кредитования реального сектора, а они пустили деньги на финансовые спекуляции. В результате, количество миллиардеров у нас увеличилось, а денег в казне поубавилось. И уже не хватает на элементарные нужды образования, здравоохранения, культуры и т.п.
Многие думают, что раз закон принят, то ничего поделать уже невозможно. На самом деле, если посмотреть на практику законодательства, изменение законов, внесение в них поправок, отмена каких-то законов – это обычный законодательный процесс, в котором нет ничего сверхъестественного.